Минобрнауки разработало Проект "Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года"
29 марта 2015
"С 15 января начинается общественное обсуждение проекта Стратегии развития воспитания в России до 2025 г., сообщает ТАСС. Первый официальный вариант проекта представило Минобрнауки на пресс-конференции. Из проекта следует, что приоритетной задачей государства является «формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями ХХI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».
Стратегия призвана укрепить институт семьи, повысить социальный статус и престиж материнства, отцовства, расширить вариативность воспитательных систем и технологий, сообщает агентство. Предполагается, что в нее будет включена задача по развитию правовой и политической культуры детей, расширению их участия в принятии решений, затрагивающих их права и обязанности. В проекте Стратегии также уделяется внимание и повышению уровня информационной безопасности. В частности, документ предполагает создание условий для позитивного влияния на детей информационной среды, в том числе интернета и СМИ, а также применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к различным сайтам.
Документ составлен по итогам обсуждения с экспертами, сообщил журналистам замминистра Вениамин Когонов. На широкое общественное обсуждение стратегии министерство отводит месяц. В марте предполагается обсудить ее с Межрелигиозным советом России, в Общественной палате, в рамках Всероссийского педагогического собрания.
«В апреле 2015 г. проект Стратегии будет внесен в правительство», — разъяснил замминистра.
Министерство решило разработать Стратегию развития воспитания, поскольку реалии нового времени требуют «переосмысления и выработки новой политики в сфере воспитания», объяснил Каганов.
В Стратегии также будет предусмотрено, чтобы все ее утвержденные положения были реализованы, передает ТАСС. «В частности, если мы записали, что семья — это приоритет, значит, надо пересматривать произведения литературы в школе, чтобы дети роль семьи понимали», — заявил ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, который возглавляет рабочую группу по разработке документа.
Госполитика в области воспитания также должна расставить приоритеты — что такое «хорошо» и что такое «плохо» для российских реалий, в том числе по отношению к религиям мира, считают разработчики новой стратегии. «Наше общество должно переосмыслить ценности. В воспитании нужно ответить, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. И на примере последних событий во Франции, один ответ может быть в арабских странах, другой — в странах Европы. И как мы знаем, в России есть свой ответ — закон об оскорблении чувств верующих», — цитируетВладимира Филиппова «Интерфакс». Ректор РУДН считает, что образование неотделимо от воспитания, и даже более того — «приоритет должен быть в воспитании, а не в обучении», и школа и семья должны воспитывать детей в духе уважения к религиям мира и верующим.
Уважаемые сограждане!
От имени Рабочей группы по разработке «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (далее – Стратегия) представляем на общественное обсуждение проект Стратегии.Проект подготовлен по поручению Минобрнауки России, в рамках Плана первоочередных мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Для разработки проекта Стратегии была создана рабочая группа из 85 человек. В состав рабочей группы входят известные государственные и общественные деятели, ученые, работники образования и культуры, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального собрания РФ, специалисты заинтересованных министерств и ведомств, а также руководители или представители целого ряда педагогических, научных, родительских и других общественных объединений и сообществ, средств массовой информации.
Проект Стратегии опирается на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка. Она направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Положения проекта Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», «Основ государственной молодежной политики до 2025 года», задачами «Основ государственной культурной политики», с положениями «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».
Цель Стратегии – определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Стратегия должна стать основой для дальнейшей разработки и реализации программ или планов мероприятий, на всех уровнях – от школы, муниципалитетов и до регионального и федерального уровня, государственных и общественных организаций и сообществ, по всестороннему воспитанию детей и молодежи в нашей стране.
Уверены, что предложения граждан и общественных организаций помогут учесть различные мнения и подходы.
Просим свои мнения, замечания, предложения по проекту Стратегии направлять на электронный адрес: strategy@mon.gov.ru
Все поступившие до 1 марта 2015 года предложения будут обрабатываться и учитываться при подготовке скорректированной версии документа, а также при последующей разработке комплексного плана реализации Стратегии.
Большое спасибо за сотрудничество!
По поручению рабочей Группы:
Филиппов В.М., руководитель рабочей группы, ректор РУДН
г. Москва, 15 января 2015 года
Вениамин Каганов – заместитель министра образования и науки РФ,
Владимир Филиппов – ректор Российского университета дружбы народов, руководитель рабочей группы по разработке стратегии развития воспитания в РФ,
Рачевский Ефим Лазаревич – народный учитель России и директор центра образования «Царицыно» № 548,
Вита Кириченко - победитель конкурса «Учитель года», почетный работник общего образования Российской Федерации и директор гимназии № 1520 имени Капцовых.